Как выбрать аккумулятор для лодочного мотора?
13 августа 2021 г.
Правильный подбор аккумуляторной батареи (АКБ) для лодки ещё важнее, чем самого электромотора. Именно она обеспечит надёжность эксплуатации и неизменную тягу без отказов в самые неподходящие моменты. При этом совершив ошибку, можно сильно переплатить, не разобравшись, что именно нужно, а без чего можно и обойтись.
Почему нужен специальный аккумулятор
Автомобильные стартёрные батареи чрезвычайно распространены и стоят недорого. Но прежде чем их применять, стоит разобраться в особенностях лодочной эксплуатации.
Конструкция свинцово-кислотных батарей подразумевает их оптимизацию либо под тяговый режим, состоящий из циклов заряда и разряда, либо под буферный режим поддержания, когда батарея постоянно находится под определённым напряжением, величина которого задаётся техническими характеристиками. Автомобильная АКБ имеет ещё более специфическую ориентацию – она применяется и в стартёрных режимах, то есть подвергается кратковременным многочисленным частичным разрядам очень большим током, достигающим десятикратного численного значения заявленной ёмкости.
Подобные условия, заложенные в конструктив стартёрной батареи, приведут к тому, что при разрядах на лодочный мотор она долго не проживёт и будет безвозвратно потеряна. Нужно приобретать специализированные изделия – тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов.
Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы
Существует несколько распространённых видов подобных батарей:
- свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом;
- батареи с обозначением AGM, произведённые по технологии с пропитанными электролитом сепараторами;
- АКБ типа Gel, что означает загущенный кремниевыми соединениями электролит в консистенции геля.
Первые, самые традиционные батареи выпускаются в тяговом исполнении и допускают относительно глубокий разряд. При этом заряжать их можно быстро, выделение паров и газов для них не критично, разве что придётся чаще выполнять обслуживание с доливкой воды в электролит. И цена у этой категории самая демократичная.
Но особенности лодочной эксплуатации не позволяют комфортно эксплуатировать АКБ со свободным электролитом. Для них важно всегда находиться в вертикальном положении, качка им нежелательна. В этом плане выигрывают AGM и Gel батареи, которые не боятся наклонов.
Между ними также имеются отличия, но они не носят принципиальный характер. Скорее можно говорить о конкретных сериях батарей от разных производителей. Могут отличаться по времени допустимые режимы заряда и разряда, требовательность к аппаратуре, стоимость хранения каждого киловатт-часа энергии и прочие характеристики. Однако в целом эти аккумуляторы гораздо прогрессивнее, удобнее в использовании, хотя и дороже. Они не требуют обслуживания, имеют минимальный саморазряд и большой срок службы, до десятка лет. Приобрести данные АКБ можно в компании «А-Технологии», официального дилера брендов A-Battery и Sacred Sun в России.
Li-ion технологии
Под этой группой подразумеваются тяговые батареи для электротранспорта, содержащие литий. Аккумуляторы значительно дороже свинцовых, но обладают рядом непревзойдённых преимуществ:
- их можно заряжать и разряжать значительными токами без потери ресурса;
- батареи легко переносят глубокий разряд;
- количество циклов у отдельных категорий доходит до 3-5 тысяч, что на порядок больше, чем у свинца;
- саморазряд также в разы меньше;
- массогабаритные характеристики вне конкуренции, как и удельная запасаемая энергия;
- батареи в принципе не требуют обслуживания и не склонны к постепенному обсыханию, как даже необслуживаемые кислотные;
- собранные из типовых элементов АКБ допускают ремонт заменой отдельных составляющих, а также продление срока службы установкой выравнивающих обслуживающих модулей.
Недостаток в этой категории один – высокая цена, превышающая стоимость даже самых лучших экземпляров AGM и Gel.
Иногда аккумулятор для электромотора приходится использовать и для запуска бензинового двигателя. В этом случае следует учитывать возможность стартёрного режима у выбранной батареи.